Воскресенье
28.04.2024
10:06
Категории раздела
Сиврюки и Сиверщина [8]
Форма входа

Поиск
Полезные сайты
  • Стародубский казачий полк
  • Казачий круг
  • Официальный интернет форум ВКО "ВВД"
  • Статистика сайта

    Топальская сотня

    Каталог статей

    Главная » Статьи » История "Северных земель" » Сиврюки и Сиверщина

    Северцы - Хронология (информация собрана В. Лобачёвым) ч.1

    СЕВЕРЦЫ – ХРОНОЛОГИЯ

    (информация собрана В. Лобачёвым из различных источников)

    До н.э.

      На границе современного северо-западного Китая и Казахстана в XIV веке до нашей эры жило племя хуннов или жунов. В  связи с затоплением Турфанской впадины (северо-западный Китай), здешние хунны были вынуждены покинуть эти места, разделившись на четыре части, одна из которых поселилась на Алтае. Эти тюрко-ирано-угроязычные племена, положили начало формированию метисных алтайских «савиров».

     Часть этих алтайских савиров были переселены во II век до н.э. вновь в Турфанский оазис, где они и образовали в составе империи гуннов свое княжество, под китайским названием – Чеши.

     Косвенные соображения, подсказывают, что отношения савиров и хуннов, а позднее – гуннов, были дружелюбными.»

    I век

      Сави́ры (сабиры, савары, саврики) – в I тысячелетии нашей эры группа полукочевых и кочевых племён, обитавших в прикаспийских степях и на северном Кавказе. От их имени произошло название «Сибирь». Там же обитали и племена, позднее ставшие болгарами. Зона их первоначального обитания находилась в Западной Сибири, между Алтаем и Уралом. 

    Их соседями в прикаспийских степях были, очевидно, хазары.

           II век

       Основная масса гуннов (в составе предков венгров и алтайских савиров) в 160 годах, снявшись с верховьев Черного Иртыша и склонов Южного Алтая, ушла в Предуралье. 

    В Предуралье предки венгров стали кочевать по территории современной Башкирии и Татарии. Алтайские же савиро-сувазы осели в низовьях реки Кама и стали известны европейцам под названием – «сувары». Здесь они, в бассейнах рек Большая Утка и Малый Черемшан, образовали свое княжество. Столицей их княжества стал укрепленный город Сувар, построенный на реке Утке.

    Часть савиров-чешисцев, что были переселены в Турфанский оазис (северо-запад Китая) после разгрома империи гуннов сяньбийцами, в 160 годах ушли вместе с пулэйцами (предками болгар) на Северный Кавказ, где и стали известными под первоначальным своим названием – савиры.

    Греческий географ, Птоломей, живший во II столетии после Р. Х., сообщает о народе савари, помещаемом им приблизительно по рекам Десне, Семи (Сейму) и Суле.

    Известие в таблице Певтингера, что около Дона есть край Саврика, a Гвидо Равенский говорит, что около Океана (вероятно Черного моря) есть государство роксоланов, савриков и савроматов.

    Арабские писатели говорят нам о сплошном славянском населении по Дону, а ход истории и археология подтверждают родственность его с северянами. Эти поселения принадлежали северянам и были там уже в первые века христианства, если еще не раньше.

            IV век

       Хазары попали под владычество гуннов со второй половины 4 в

    V век

       Гунны во главе с Атилой пришедшие из-за Волги  двинулись в Европу. В составе гуннов были савиры и протоболгары.

    В конце V века в степях Северного Кавказа и в Поволжье проживали племена, ранее входившие в  гуннское объединение – савиры, оногуры, альтциагиры, акациры. В предгорьях Кавказского хребта складывается Аланское царство. После распада гуннской державы в середине 5 в. хазары закрепились на Северном Кавказе.

    Савиры разгромили сарагур и заняли их место. В 60 гг. V в. государство оногуров (протоболгар) распалось, а на его смену пришел новый военно-политический союз гунно-булгарских племен во главе уже с савирами. С конца V и до середины VI в. савиры занимали в Восточном Предкавказье господствующее положение. Савиры принимали активное участие в качестве наемников в ирано-византийских войнах, как с той, так и с другой стороны.

    Во второй половине 5 века на северном пограничье степи в Поднепровье проживают болгары и анты. Столкновения полиэтноса болгар – наблюдаются в Юго-Восточной Европе и Причерноморье от эпохи Теодориха (481) до дунайских набегов совместно со славянами и савирами в VI в.

    В армянских и сасанидских источниках этого же периода савиры на Кавказе фигурируют под трафаретным именем гуннов.

    VI век

      К началу VI века Предкавказье покорили новые пришельцы из Средней Азии – савиры. Подчинив себе оногур (протоболгар) и хазар, савиры в 503 году, в разгар войны между Ираном и Византией, ворвались в подвластные шаханшаху закавказские страны и принялись грабить их. Силы савир были очень велики, и шаханшах Кавад I был вынужден прекратить войну с Византией и направить все свои силы против савир. Несмотря на все усилия, разгромить сразу савир не удалось, и война растянулась на целых шесть лет. Только в 508 году они были разгромлены и отброшены за пределы оборонительных укреплений Чора.

    Новое нападение савир на Иран произошло всего через пять лет, и только через год, в 514 году они были снова разбиты. Несмотря на победы Ирана, савиры и союзные им народы Предкавказья продолжали представлять собой угрозу иранским владениям на Кавказе. Это заставило Кавада изыскать средства на укрепления проходов вдоль западного берега Каспийского моря. При Каваде были построены «длинные стены» у реки Гильгинчай и у горы Беш-Бармак; «длинная стена» в Чора, построенная еще при шаханшахе Ездигерде II, была обновлена и укреплена. Тогда же по всему Закавказью было построено множество крепостей, ставших опорными пунктами иранских властей в этом крае. Для охраны крепостей Кавад переселил сюда иранцев из соседних с Закавказьем областей – Гиляна и Дейлема, потомки которых до сих пор живут в селении Лахидж (Лагич).

    К VI в. хазары заняли страну алан – Берсилию (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами – Савирское княжество. В VI в. у его жителей существовала своя письменность. Союз контролировал Кавказ и причерноморские степи.

    Савиры приняли активное участие в событиях на Кавказе. В византийско-сасанидских войнах VI в., которые велись тогда в основном на территории Грузии, они попеременно поддерживали то одну, то другую сторону, что подробно описано современниками. Естественно, савиры и другие гунно-булгарские племена не только воевали на территории Грузии, но и оседали там. В частности, византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в своем географическом описании Кавказа отмечает реку Боас – один из притоков р.Фазис (совр. Риони), вдоль берегов которого жили тогда савиры. Свое же название река получила в честь царицы савир Боарекс, под властью которой, как сказано в источнике, «находилось сто тысяч гуннов». В 527 г. вдова князя Болаха Боарикс заключила союз с Византией, но два вождя других гуннских племен решили присоединиться к войску Кавада. Боарикс захватила обоих в плен, одного убила сама, а другого отправила в Константинополь, где его и казнили.

    После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине VI в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. В 558 году вархониты (авары) заключили союз с аланами, покорили савиров и оногуров (протоболгар). Начало расселения савиров по Волге, Дону и Донцу. Часть сувар переселилась в Албанию, оставшиеся попали в вассальную зависимость от хазар.

    В 70-х гг. VI в. хазары, сувары и булгары попали под власть Tюркского каганата, образовавшегося на территории Казахстана и распространившего свою власть на Северный Кавказ и Причерноморье.

    Наиболее почитаемым божеством был Тенгри-хан, бог неба и света, «чудовищный громадный герой».

           VII век

       Время тюркютского присутствия в Причерноморье (558-635) заканчивается падением тюркютских династий в Каганатах Центральной Азии (Западном и Восточном). Династию Западного Тюркютского каганата – Ашина приняли хазары (635), а наследников Восточного каганата – династию Дуло (634) приняли восточноевропейские болгары. Дядя болгарского хана Кубрата  Моходу-хэу (Черный богатырь) – князь Западного каганата, действовал в Северо-Восточном Причерноморье еще в 619 г., когда его племянник воспитывался при Византийском дворе.

    М.И. Артамонов выдвинул идею включения болгар (отюреченных финно-угров) в массивы славяноязычного населения. К тому же ныне известны археологические пеньковские материалы не позднее VII в., связанные не столько с антами, а именно с полиэтничными болгарами, что подтверждает терминологию «пеньково-пастырские древности».

    Именно на Пастырском городище до его финала, видимо – под влиянием технологий типа привнесенных мастерами балки Канцирки, около сер. VII в. (642 г. – смерть Кубрата, до 679 г. – хазарский разгром болгар и уход Аспаруха на Дунай) появляется серая салтоидная керамика. Окончание «пастырского этапа» в Поднепровье (уход Аспаруха) заканчивается началом «дунайского этапа» в истории савир (680 г.), когда часть савир присоединилась к болгарам во главе с ханом Аспарухом и вместе с антами двинулись на Дунай.

    В VII веке при вожде булгарских племен Кубрате савиры жили в составе Великой Булгарии на территории между Азовским и Каспийским морями, между Доном и Волгой. Савиры с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата. Основные элементы языческой религии савир были характерны также для булгар, хазар и тюрков. Верования савир близки языческой религии чувашей XVI- XVIII веков. В эти грозные годы большая часть савиров вместе с барсилами, покинув насиженные места, переселились в Среднее Поволжье и разместились в лесостепных районах Закамья южнее обосновавшихся здесь ранее булгар.

    В конце VII века савирский князь Алп-Илитвер в Кавказской Албании пытался обратить хазар в христиан

    В VII-VIII вв. савиры уже проживали на Черниговщине, вероятно среди антов.

         VIII век

       Возвращение северов-савиров после дунайского похода (вместе с болгарами и антами) на Днепровское Левобережье и Северский Донец, когда вновь появляются волынцевские сосуды, но выполненные в технологии, распространенной на соседствующих землях Хазарии. Отток с Дуная, в обратном направлении – на Средний Днепр, славяно-болгарского субстрата называемого в Римской Империи севериями, или северитами, мог последовать после разгрома севериев во Фракии, при захвате в плен северитского вождя – Склавуна (769 г.) непосредственно после падения союзника северитов – царствующего дома Аспаруха в Дунайской Болгарии в 762 г. Тогда возвращение северов на территорию Великой Болгарии Кубрата, – на Левобережье Днепра и Северский Донец, – делает закономерной датировку основной массы памятников волынцевского типа – с середины VIII в.

    Совместное проживание близких народов славян-антов, северян  (западнее Донца), алан-сарматов, булгар (восточнее Донца).

    Салтово-маяцкая культура – археологическая культура, памятники которой оставлены полукочевыми народами, населявшими в 8–9 вв. Подонье и Приазовье. Возникла в период перехода к оседлости у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата. Погибла под ударами печенегов на рубеже 9–10 вв. Салтово-маяцкая культура. делится на два варианта: лесостепной – аланский и степной – болгарский. Для 1-го характерны земледельческий тип поселений, замки с белокаменными стенами, катакомбный обряд погребения, для 2-го – кочевья и ямные погребения, а также замки с белокаменными стенами. Жили они и в больших городах (Саркел, Таматарха, Фанагория). Оба варианта экономически развивались одинаково, и культура в целом была единой.

    Рядом в Среднем Поволжье жили единоплеменники. На левом берегу жили сувары (они же савиры), пришедшие сюда с Алтая во II веке. Они имели свое государство со столицей – город Сувар. В середине VIII столетия, ко времени прихода на эти земли булгар, небольшая часть суваров придерживались исламской религии. В городах суваров были мечети; надмогильные памятники суварских захоронений донесли до наших дней арабо-тюркскую лексику – фрагменты языка первых мусульман Среднего Поволжья. Цари Сувара чеканили свою монету. Расцвет княжества относится к периоду времени с Х века по первое десятилетие XIII века. Жители занимались земледелием, скотоводством, город славился стекольной промышленностью. Город имел в окружности 10 км.

    Правобережные Савиры, пришли сюда с Кавказа в VIII веке, после разгрома их арабами, переселились поближе к родственным суварам и «серебреным болгарам». Вошедшие в состав Булгарского царства, савиры, постепенно утратили свое самоназвание – савиры и стали именоваться здесь булгарским прозвищем – «джууаш».

    В 770 годах в Среднее Поволжье на левый берег, из Северного Кавказа переселились «серебреные болгары», вытеснив отсюда предков венгров, образовав на освободившихся здесь землях свое царство под названием – Булгария (Волжская). В состав Булгари Суварское царство вошло в X веке, как вассальное.

           IX век

        Ибн Хордадбех (IX в.) сообщает о владениях «царя Сувар», расположенных за Дербентом, т.е. на Северном Кавказе.

           X век

       Дольше всех свою относительную самостоятельность в Булгарии сохранили сувары. В период политической борьбы между булгарской и суварской знатью за главенство в стране существовали два соперничающих центра – г. Булгар и г. Сувар. Однако к последней четверти X века верховенство булгарского правителя бесспорно признавалось уже всеми удельными князьями. К этому времени сложилась общая система уплаты пошлинной десятины с импорта и экспорта, подомной подати (налога с дома, т. е. с хозяйственной единицы) и т. д. в общую казну единого государства.

    В 922 году основной религией поволжских «серебреных болгар» стал ислам. Суварский князь отказался поклоняться чуждой суварам религии и увел своих соплеменников и часть булгар на правый берег реки Волги, к родственным савирам и стали жить в нынешней Чувашии. В культурном плане к савирам и булгарам сегодня ближе всего стоят именно чуваши.

    Северщина, Северское удельное княжество — одно из наиболее обширных в Древней Руси. В первоначальный состав его вошли земли северян, занимавших бассейн р. Десны и Сулы, радимичей, живших по р. Соже, и вятичей, обитавших по р. Оке. На географической карте Российской империи оно бы занимало губернии Черниговскую, часть Полтавской, Курской, Могилевской, Калужскую, часть Орловской, Тульской, Московской и Смоленской. Можно полагать, однако, что население этой области не удерживалось в этих пределах, обозначенных летописцем, а в благоприятные моменты выходило за них. Северяне, напр., распространили свои владения далеко к югу за р. Сулу, а также по Пслу и по Ворскле. К югу — к Черному и Азовскому морям — вели пути из Северской земли; там основана была русская колония Тмутаракань, находившаяся в теснейшей связи именно с Чернигово-Северскою землею.

    Города северян — Чернигов, Переяслав, Любеч — славились торговлей с Византией, наравне с Киевом и Смоленском.

    С очень древнего времени мы встречаем у северян города, Чернигов, Любечь, Переяславль, на важное значение которых указывает упоминание их в договорах Олега и Игоря с греками, а также рассказ Константина Багрянородного о торговле Византии с этими городами. Кроме этих городов нам интересен еще Курск, который служил звеном, соединяющим Чернигов с Тмутараканью. Только впоследствии он уступает свое значение Новгороду-Северскому.

    Некоторые историки утверждают, что город Белая Вежа стоял у верховьев реки Северский Донец, близ нынешнего Белгорода, на большой дороге, идущей с нижней Волги и среднего Дона на Киев. Это последнее предположение отчасти подтверждается и указанием древних карт, изображающих Россию до нашествия татар. На этих картах г.Беловежа поставлен на том самом месте, где ныне Белгород, на правом берегу р. Северский Донец. Саркел, по объяснению Константина Багрянородного, значит «Белая гостиница», по другим данным – Белый замок. (стр. 152)

          XI век

     Севрюки – коренное население Северской земли. Севрюки (сиврюки, реже севруки) – жители Северской (Сиверской) земли, Северщины, потомки племени Северян. 

    К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский (пожалуй, два вышеперечисленных города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск (в меньшей степени), Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, и, естественно, Курск.

    Северяне находились между двумя племенами – Полянами на западе и Вятичами на северо-востоке.

    Следя за историей Северской земли, мы замечаем глубокую связь между ею и городом Тмутаракань (Таматарх). При разделе уделов в 1054 году Тмутаракань была причислена к уделу Северской земли и во все время своего существования сохраняла с нею тесную, неразрывную связь. Это является не простым случаем, а есть следствие родственности тмутараканского населения с населением Северской земли.

    Переселение жителей Белой Вежи (Саркела) в 1117 году в Русь, в Северскую область, служит доказательством родства её населения с северянами. 

    Северянам принадлежала руководящая роль и в политическом отношении. Уже при сыне Владимира св., Мстиславе Тмутараканском, положено было начало Северской земле как особой области, но настоящим основателем этого княжества был сын Ярослава Мудрого Святослав. При нем из области северян выделилось особое Переяславское княжество на Посулье. Потомство Святослава утвердилось в Северской земле, которая состояла из Черниговского, Новгород-Cеверского и Муромо-Рязанского княжеств. 

    В Золотоордынский период поволжская крепость Сувар была переименована золотоордынским ханом по имени Узбек (из династии среднеазиатских Караханидов), в город под названием – Шупашкар.

          XII век

       После 1054 года начавшаяся борьба между сыновьями, а потом между внуками Ярослава I, оставила население юго-восточных окраин совершенно без поддержки: северяне не могли поддерживать своих земляков среди постоянных опустошений своих коренных областей. На Дону стало трудно держаться северянам и они принуждены были отступать все далее и далее на север к пределам родной области и, частью подкрепить собою поселения Донца, частью совершенно переселиться в Северскую область. 

    Почти до 1117 года Северщина вела борьбу за сохранение своей самостоятельности от притязаний Мономаха и киевлян. К этому времени также относится падение Тмутаракани, оставленной северянами без поддержки. Однако же это были не единственные города по бассейну Дона; их должно было быть довольно, судя по сохранявшимся в XVII веке городищам. Это были небольшие поселения, вначале не укрепленные, но, со времени занятия кочевниками южных степей, огородившиеся. Все они находились на Дону, под которым здесь нужно разуметь Северский Донец.

    Усилившееся поселение по Донцу начало борьбу против кочевников, но и тут постепенно должно было уступать им свою территорию. Мы видим здесь города, захваченные половцами, но видим также города и с христианским населением. Это население занимало целую линию городищ, вглубь степи по Донцу и направлялось к системе соляных озер, столь необходимых для Руси. Стремлением очистить путь к этим озерам можно объяснить поход Мстислава  в 1170 году, и Игоря  в 1184 году. Это население должно было вести постоянную борьбу с кочевниками и, хотя не могло нанести им особенного вреда, но зато служило лучшим оплотом для Северской земли. Торговое и поэтому сметливое население Подонья и Тмутараканской области, благодаря своему положению, попавшее в необходимость с издавна вести борьбу с окружающим его врагом, приобрело стойкость и неустрашимость, а чрез знакомство с врагом и местностью получало большой вес в глазах Северской земли. Издавна привыкшее, еще со времени хазар к свободным учреждениям, оно, благодаря сложившимся обстоятельствам, выработало в себе еще более независимый характер и стало поэтому в некоторое натянутое отношение к Руси. Это население представляет прототип казачества: это были бродники.

    Служа оплотом со стороны кочевников, бродники были вместе и убежищем всем, кому тяжело приходилось от княжеских усобиц. Чем далее шло время, тем более это общество людей должно было усиливаться, и, наконец, в 1147 году они являются на стороне Новгород-Северского князя, Святослава Ольговича, защищая удельно-вечевой порядок от централизационных попыток черниговских князей, Давидовичей. Они явились к нему на помощь, когда он был в области вятичей.

        

    Категория: Сиврюки и Сиверщина | Добавил: Hort (13.07.2011)
    Просмотров: 1835 | Теги: казаки, стародубский полк, топальская сотня, Запорожская сечь, сиврюки | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]