|
Топальская сотня
Каталог статей
В разделе материалов: 8 Показано материалов: 1-8 |
|
СЕВЕРЦЫ –
ХРОНОЛОГИЯ
(информация
собрана В. Лобачёвым из различных источников) (продолжение)
|
СЕВЕРЦЫ –
ХРОНОЛОГИЯ
(информация
собрана В. Лобачёвым из различных источников)
До
н.э.
На границе современного северо-западного Китая и Казахстана в XIV веке до
нашей эры жило племя хуннов или жунов. В
связи с затоплением Турфанской впадины (северо-западный Китай), здешние
хунны были вынуждены покинуть эти места, разделившись на четыре части, одна из
которых поселилась на Алтае. Эти тюрко-ирано-угроязычные племена, положили
начало формированию метисных алтайских «савиров».
|
Корчма на Брагинке . Старый пароход, шлепая колесами, полз вверх по Днепру. Была поздняя ночь. Я не мог уснуть в душной каюте и вышел на палубу.
Из непроглядной темноты задувал ветер, наносил капли дождя. Старик в заплатанной свитке стоял около капитанского мостика. Тусклый фонарь освещал его щетинистое лицо.
- Капитан,- говорил старик,- невжли не можете сделать снисхождение престарелому человеку! Скиньте меня на берег. Отсюда до моего села версты не будет.
|
ФАМИЛИИ, БЫТОВАВШИЕ У КРЕСТЬЯН КРУПЕЦКОЙ ВОЛОСТИ СЕВСКОГО УЕЗДА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
В качестве основного рабочего источника для нашего небольшого изыскания по фамильному фонду крупецких крестьян были использованы «Сказки помещичьих крестьян Крупецкой волости Севского уезда» 1745 года, дело № 3046 описи 2 фонда 350 (ревизские сказки) Российского Государственного архива древних актов (г. Москва), как наиболее полный и неплохо сохранившийся документ по данному территориальному образованию в составе Севской провинции Белгородской губернии первой половины XVIII века.
|
КАЗАЧЬИ РАССКАЗЫ - ГОНЧАРОВ С.А.
КШЕНЬ Атаман снял папаху, вздохнул и, поклонившись в пояс кругу, обратился к казакам – Атаманы молодцы! Служба царская закончилась и царь московский отпускает нас домой на Дон. А за верную службу царь Фёдор Иоаннович[1] жалует нас серебром, да золотом. - Затем он взял из рук стоящего рядом с ним боярина и бросил в круг мешок с деньгами. – Дуваньте братья казаки по совести, да не забудьте о погибших и доли на святую церковь. После дувана будет беседа, надо помянуть погибших и отпраздновать окончание службы- Казаки дружно крикнули – Любо!- и приступили к дувану царской казны, развернув ковёр, на котором разложили каждому причитавшую долю, отдельно семьям погибшим и отдельно на святую православную церковь. Боярские слуги выкатили бочку водки - царский подарок. Помолившись, казаки выбили крышку бочки и пустили ковш по кругу – царскую чарку. Затем атаман выкатил две бочки зелена вина, и пошла гульба.
|
«Северское казачество» можно условно разделить на две определенные формации: вольное и служилое. Оба этих сообщества в различных локальных ипостасях мы постараемся вкратце представить в настоящей статье.
|
Северщина, Северское удельное княжество ≈ одно из наиболее обширных в Древней Руси. В первоначальный состав его вошли земли северян, занимавших бассейн р. Десны и Сулы, радимичей, живших по р. Соже, и вятичей, обитавших по р. Оке. На нынешней географической карте оно бы заняло губ. Черниговскую, часть Полтавской, Курской, Могилевской, Калужскую, часть Орловской, Тульской, Московской и Смоленской. Можно полагать, однако, что население этой области не удерживалось в этих пределах, обозначенных летописцем, а в благоприятные моменты выходило за них. Северяне, напр., распространили свои владения далеко к Ю. за р. Сулу, а также по Пслу и по Ворскле. К Ю. ≈ к Черному и Азовскому морям ≈ вели пути из С. земли; там основана была русская колония Тмутаракань, находившаяся в теснейшей связи именно с Чернигово-С. землею. |
Севрюки (сиврюки, реже севруки) - жители Северской (Сиверской) земли, Северщины, потомки славянского племени Северян. История загадочного народа Севрюков и Северской земли – это, в своём роде, terra incognita, но попробуем немного пролить свет на истинное положение вещей. Но, всё по порядку. |
|