Воскресенье
28.04.2024
07:54
Категории раздела
Сиврюки и Сиверщина [8]
Форма входа

Поиск
Полезные сайты
  • Стародубский казачий полк
  • Казачий круг
  • Официальный интернет форум ВКО "ВВД"
  • Статистика сайта

    Топальская сотня

    Каталог статей

    Главная » Статьи » История "Северных земель" » Сиврюки и Сиверщина

    Северцы - Хронология (информация собрана В. Лобачёвым) ч.2

          XIII век

       В 1223 (1224) году бродники еще раз являются в битве на Калке, в союзе с татарами. 

    Бродники жили где-то в степи, составляя особенную корпорацию с воеводой во главе, и что они были, несомненно, христиане. Это подтверждает нашу мысль о Подонских поселениях северян и заставляет в остатках их видеть этих бродников.

    После татаро-монгольского нашествия и разорения Северщина пришла в упадок и почти не упоминается в летописях до XV века.

          XIV век

    Существует ряд теорий, говорящих о том, что Северяне были смешанным славяно-тюркским племенем. Гумилёв выводит Севрюков от болгар-савиров. Здесь же прослеживается некая параллель с неким княжеством Мансура, бывшего в 1380 году почти исключительно татарским (тюркским), а к XV веку в нём уже обнаруживаются Севрюки. С этого времени славянская составляющая княжества становится доминирующей с активной ассимиляцией татар большим наплывом славянского населения. Довольно лёгкая ассимиляция славян с тюрками была вызвана ещё и тем, что в этногенезе славян Северской земли огромную роль сыграли болгары-савиры, так же имеющие тюркские корни. Так что славяне и тюрки Северской земли были отнюдь не чуждыми, а вполне родственными элементами.

    После монголо-татарского нашествия княжества, на которые распалась Северская земля, еще более измельчали; прежние центры — Чернигов, Новгород-Северский, Переяслав — утратили свою политическую роль; значение приобрел лежавший далее на север Брянск, сохранивший свою самостоятельность до половины XIV стол., а затем перешедший под власть Литвы.

    В связи с насильственной иссламизацией орды и началом религиозной нетерпимости в XIV веке, население Приазовья и Дона терпело болшие унижения и притеснения от врагов своей веры и часть его под усиленным давлением магометанства окончательно смешалась с ними, положив основание особому военному сословию, известному впоследствии под именем казаков ордынских. Население Приазовья переместилось на север и северо-запад в русские украинные города под защиту литовских и московских великих князей.

    В пределах древнего княжества Северского, во всех главных и пограничных городах появились свои казаки под наименованием украинских, северских или севрюков. (стр. 194-198)

         XV век

     Северщина упоминается в летописях в XV веке, когда стала лёгкой добычей для Великого Княжества Литовского, чьи правители установили свои резиденции в Новгороде-Северском, Трубчевске и Стародубе. 

           XVI век

      После литовского поражения в битве при реке Ведроше в 1500 г. основная часть Северщины перешла к Московскому княжеству. За исключением короткого периода между 1618 и 1648 Северщина оставалась во власти Москвы. Потомки северских князей перебрались в Москву, где от них пошёл род Трубецких.

     Территорией расселения племени Сиверо (савиров) была: нынешняя Курская, Белгородская (вплоть до Оскола) некоторые города Брянской области – Стародуб и Севск. Это территория нынешней России. На Украине – Сумская и часть Харьковской. Северной границей Северщины были верховья Оки. Юго-восточная граница – река Оскол (до Донца), затем поворачивала на северо-запад в лесостепь – включала Рыльск и Путивль до впадения Свапы в Сейм, плюс уходы Каневского и Черкасского полков и повит Переяславский – на Киевщине.

    Ведя полукочевой образ жизни на границе с Великой Степью, знающие каждый её степной лог как свои пять пальцев, Севрюки являлись как бы форпостом границ Московии и Литвы. Московские и литовские власти охотно нанимали Севрюков на охрану южных рубежей, что, впрочем, делали они не совсем успешно. Например, известна попытка создать из крестьян Севского уезда драгун, которая не увенчалась успехом и за что Севрюки жестоко платились.

     При Василии III в 1515 г. Азовские и Белгородские (Днестровские) казаки, прежние «беловежцы», в первой половине XVI века после многих скитаний поселились в Северской области, где стали известны под именем путивльских и белгородских «станичников» и под общим названиеем северских казаков или «севрюков».

    Вот где копилась до сороковых годов XVI века та грозная и мстительная сила казачества, которая вскоре явилась на берега родного ей Дона и сделалась такою страшною для всего мусульманского мира. Открывшееся перед этим в литовско-польских областях гонения на православие окончательно оттолкнуло северское казачество от Литвы, и оно, усиленное днепровскими Черкасами, стало медленно, но грозно подвигаться вниз по Донцу, где в лесистых и малодоступных оврагах и балках, впадающих в эту реку, казаки всегда могли укрыться от внезапного нападения татарских полчищ. Дорога эта издавна была известна северскому украинному казачеству, по которой оно не раз «с дозором» спускалось до «Большого Дона» и в особо важных стратегических пунктах клало свои «доездные памяти». (стр. 212)

    Во второй половине XVI века донская казачья община усиливалась переселенцами с Днепра и Северской области.

        XVII век

     В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, на что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. Насколько Москва и Литва активно нанимала Севрюков на городовую службу, настолько активно же она их и преследовала. Москва, дорожившая крепостным правом и ни в коей мере не приемлемая вольного свободолюбивого духа Севрюков, постоянно подвергала коренное население Северщины гонениям и при всяком удобном случае всячески старалась снизить их численность. Здесь переплетаются мотивы Севрюков и Казаков. Поддержали Севрюки и атамана Ивана Болотникова, так что война эта довольно часто называется «севрюковской».

    Севрюки того времени – это суть Северские казаки, воины и служилые люди станичной службы, уходники, всегда отличавшиеся свободолюбием – такого мнения придерживаются многие исследователи старины. Именно по Северщине того времени проходили несколько татарских шляхов и сакм, а географическое и ландшафтное положение Северской земли – степи и лесостепи предопределили простор для уходничества. Но всё-таки нельзя всех казаков называть Севрюками, хотя бы потому, что во многих писцовых книгах казаки, Севрюки, а с ними и Черкасы пишутся раздельно.

    Как представители служилого люда (военно-служилого сословия?) Севрюки упоминаются ещё в XVII веке, однако большая их часть уже давно окрестьянилась, но сохранила свой независимый характер. 

    Сразу же возникает второй вопрос: почему Севрюки активно вливались в состав Запорожского и в частности Донского казачества? Всё дело в том, что Севрюки – это была достаточно мобильная этнокультурная группа, по военной организации и по знанию родной им Великой Степи очень близкая казакам, тем более, что до XVII века Севрюки, ровным счетом, как и Донцы и Запорожцы, являлись типичными полукочевниками и полностью оседлого образа жизни не вели. … Можно лишь предполагать, что князья бывшего княжества Мансура (потомков Мамая), были схожи не с феодалами, а, скорее всего, с казачьими атаманами, в силу военизированного (воинственного, скорее всего) характера населения.

    Возвращаясь к сравнению Запорожцев и Севрюков, надо заметить, что многие казаки-сичевики вне Сичи (Сечи) называли себя именно Севрюками, что также не опровергает версию общности происхождения.


       Дополнительно

     Название «скиф» не было родовым именем народа, в чем сознается и сам Геродот, говоря: «Общее название всех скифов, по имени царя их – Сколоты; скифами называли их эллины». Персы называли этот народ саками. (стр.52)

    Проф. Страсбургского университета Ф.Г. Бергман (1860) слово «сарматы» переводит «люди севера» от Shauro – север и mates – люди (мидийское mat и древнее mant). (стр.54)

     

     Торговля и ремёсла

     Из Тмутаракани вывозились черные соболи и черные лисицы.

    Важную, если не первую роль, играло земледелие. По крайней мере, судя по остаткам в курганах, относящихся к VIII и IX в. по Р. Х., оно должно было быть значительно развито.

    Из ремесл, насколько можно судить по археологическим находкам, было довольно развито гончарное, бондарное, столярное.

    Искусство делать из глины различные предметы утвари было довольно развито. Вместе с глиняными монистами попадаются часто каменные, костяные и стеклянные бусы. Вообще стеклянные вещи попадаются во многих курганах отчасти в расплавленном состоянии. Кроме бус из костяных изделий до нас дошли пуговицы, гребенки, пластинки и косточки с разными изображениями рыб, человека и животных (лошадиной головы). Из кости же делались черенки для ножей, которых найдено очень много. Сюда же можно отнести роговые гребни и небольшие гребенки с резьбой и без нее. Развитие рыболовства и скотоводства давали матерьял, как для самых вещей, так и для изображаемых на них резьбой предметов.

    Гончарное ремесло оставило после себя следы в целой коллекции глиняных монист, пряслиц и сосудов. Монисты были различных цветов. Иногда они украшались медными подвесками. Монисты и бусы служили предметом украшения, благодаря чему они сохранились лучше других произведений этого ремесла.

    У северян были в употреблении бронзовые, серебряные и золотые вещи. Из бронзовых изделий до нас дошли кольца, пряжки. Иногда женщины украшали ими свои косы, а к монистам из глины подвешивали бронзовые подвески. Из золотых и серебряных вещей сохранились предметы наряда, в виде серег, медальонов, колец различных проб, узорчатых серебряных пластинок для украшения сбруи. Из дошедших до нас предметов утвари особенно прекрасной отделкой отличаются два турьих рога, из которых наши предки любили выпить и, как дорогую для себя вещь, украшали получше. Выделка серебряных и других металлических вещей была местная.

    Что касается производства оружия, то можно предположить, что часть его делалась дома, как щиты, стрелы, наконечники копий, частью же оружие приобреталось путем торговли. Так арабские писатели говорят, что русские купцы привозили между прочими товарами и обоюдоострые франкские мечи.

     Новгородцы добывали хлеб из областей Смоленской, Полоцкой, Киевской и Черниговской. Взамен северяне получали европейские товары. Дорогой для новгородской торговли служил Днепр, а главной пристанью город Любечь. Основание его теряется во мраке древности. История застает его уже богатым торговым городом, который ведет торговлю с Византией.

    Южная торговля, с Византией, шла из центра Северской земли Чернигова, который, как мы видели, принадлежит к самым древним городам. Путем торговли служила река Десна, которая тогда была годна для судоходства вверх и вниз. Торговля с Византией относится к давнему времени. Чернигов, как мы видели, наравне с Киевом и другими городами, упоминается в договорах, притом непременно, в каждом. Торговые сношения с Византией были весьма важны. Отсюда получались произведения греческого искусства. Северяне привозили в Византию меха и хлеб. Взамен привозимых товаров, руссы получали золото, серебро, предметы роскоши, а главным образом паволоки.

    Не менее важна была торговля восточная с болгарами, хазарами и арабами чрез реку Дон и Волгу. Главными центрами торговли здесь были столица Хазарского царства, Итиль, и Тмутаракань. Она уже существовала в VIII в. н.э. даже при занятии южных степей кочевниками, она всё-таки продолжалась и мы видим существование пути чрез степи даже в XII в., носившего название Соляного. Но гораздо ранее мы имеем известие о Курске, как о крупном торговом городе. Курск сбывал свои меха в Болгарию и Хазарию. В эпоху татарского владычества в 1283 году мы встречаем в Курске немецких и цареградских купцов. Курск был посредником торговли с Азовским и Черным морем.

     В конце V века в степях Северного Кавказа и в Поволжье проживали племена, ранее подвластные  гуннам – савиры, оногуры (протоболгары), альтциагиры, акациры. В предгорьях Кавказского хребта складывается Аланское царство.

    В лесостепной полосе Восточной Европы госпоствовало переложное земледелие. Большое значениие имело также скотоводство, чуть меньшее – добывающие промыслы (охота и рыболовство). Дальше на север подсечно-огневая форма земледелия доминировала. Большее значение, чем на юге, имели охота и рыбная ловля. Постепенно широко распространилось борничество. Болгары в степях Нижнего Подунавья занимались в основном кочевым скотоводством.

    Вероятно алано-сарматское население от левых, северских притоков Днепра до Олта, верховий Днестра и Западного Буга и есть анты Иордана. (стр. 44)

    Остроготы, значительная часть антов и степных аланов уходит вместе с гуннами или под их натиском в Центральную Европу.

    В IV – первой половине V в. славяне жили в условиях племенного строя. Основной ячейкой общества была община, в основе устройства которой лежало представление о кровном родстве. Однако уже существовала община, основанная на взаимном соглашении (а не на родстве) – мир. Праславяне жили на неукреплённых поселениях деревенского типа (веси, сёла). Строили они и укреплённые «грады», становившиеся убежищем на случай опасности. (стр. 49) Значительную роль в обществе играло жречество. Высшая власть на этом этапе находилась в руках веча – народного собрания.  (стр.50)

    Мирное проживание алан и болгар на антских поселениях. После гибели державы Атиллы в степи начинается новая консолидация сил. Центром её, вероятно, стали области между Доном и Волгой, где разметилось мощное племенное объединение савир. В савирское объединение входили хазары, аланы, болгары. Существовал военно-политический союз антов с савирским союзом гуннских и аланских племён конца V века. (стр.69)

    В первые десятилетия VI в. происходит рассееление племён пеньковской культуры – антов (и др. славян), болгар и савиров на запад от Днестра. (стр.70)

    Анты, вслед за древними ерняховцами использовали рало (орало) с железным широкополосным наральником с плечиками. Это было орудие типа позднейшего рала с полозом. На этом орудии рукоятка была дополнена полозом, сделанным из цельного дерева. Наряду с безотвальным, только разрезающим землю ралом с полозом к таковым можно отнести рало (орало, плужницу, иногда именовалось «плуг») с отвалом и расширенным ральником. Для рала, вероятно, уже широко использовалась животная тяга. Борона, применявшаяся для рыхления пашни, известна всем славянским народам. При подсеке и лесном перелоге борона служила для запашки сева «под соху». Урожай убирали железными серпами на короткой деревянной рукоятке. Наряду с ними использовались косы-горбуши с короткой деревянной рукоятью, которыми можно было косить на обе стороны. Молотьбу осуществляли с помощью жердей-обивалок и цепов, в которых рукоять в рост молотильщика до подбородка соединялась с билом сыромятным ремнём. На гумне происходило также веяние – на ветру с помощью лопаты. Просушенное зерно хранили в зерновых ямах. Для помола зерна применялись исключительно ручные жернова из камня. Они представляли из себя два соединённых диска с изогнутой кверху рабочеё поверхностью, приводимых в движение деревянным рычагом, укреплнным с верхней стороны в отверстие. (стр.78)

    Размеры поселений. Поселение занимало площадь от 5,5 тыс. кв. м до 1.5 га. Количество домов в поселении – от 5 до 25. Поселения часто огораживались плетнём или подобной ветхой оградой. Тип жилища – правильная четырёхугольная полуземлянка заглублённая на 0,2-1,2 м площадью 10-20 кв.м. Стены были деревянными. Иногда обмазывались глиной. Кровли были в основном двухскатными. Конёк двускатной крыши делался из бревна. Наземные части жилища присыпались землёй для утепления. Внутри жилища была печка-каменка, реже глиняная. Вход в жилище располагался в основном с южной стороны. У стен располагались деревянные лавки.

    Лепная керамика изготавливалась в каждой семье вручную, с последующим обжигом в домашней печи. (стр.80-84)

    В 558 году вархониты или авары заключили союз с аланами, покорили савиров и оногуров. (стр.196)

    В 566 году тюрки напали на Иран и вторглись в европейские степи. Им покорились оногуры (протоболгары), хазары и некоторые другие племена. (стр.203)

    Из истории Дагестана известно, что савиры/сабиры/сибары вошли важным компонентом в состав древних кумыков.

     Одно из племен дунайских болгар – «северы» (Фасмер 1996в: 589)

    Категория: Сиврюки и Сиверщина | Добавил: Hort (13.07.2011)
    Просмотров: 1027 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]