Храм в честь Преображения Господня с. Великая
Топаль. Построен в 1780 году по заказу П.А.Румянцева- Задунайского, вместо
прежнего деревянного храма. Представляет собой замечательный памятник
архитектуры второй половины ХVIII века, выполненный на высоком профессиональном
уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком кругу
петербургского архитектора Ю.М.Фельтена.
Кирпичное и оштукатуренное здание хорошо сохранилось и отличается
оригинальностью композиции и архитектурных форм, заставляющих предполагать его
проектирование кем- либо из столичных зодчих.
Основой объемно- пространственного построения является двусветная
ротонда церковного зала, завершенная куполом и небольшим декоративным
восьмериком с главкой. К ней с востока и запада примыкают такой же высоты
прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В
месте их примыкания расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными
вогнутыми кровлями и крестами на южном фасаде. Башни главного, северного
фасада- более крупные и высокие, с колокольнями на втором ярусе, прорезаны
стрельчатыми арками звона и круглыми оконцами над ними, с венчающими «коронами»
из остроугольных щипцов. Между этими башнями расположен парадный вход в храм с
четырехколонным портиком в лоджии, колонны которого раздвинуты в центре для
портала. Выразительность силуэта здания усиливают четыре цилиндрических башенки
с яйцевидными кровлями щипцовыми «коронами», поставленные над закругленными
углами алтаря и трапезной.
Изящный декор фасадов состоит, тем не менее, из сравнительно немногих
форм. Основными мотивами убранства являются рустованные пилястры на углах
объемов, на ротонде, алтаре, трапезной и горизонтальная рустовка части стен,
охватывающая нижние ярусы северных и боковые стороны южных башен, а также
закругленные углы трапезной и алтаря. Красиво выглядит сочетание основных
стрельчатых проемов с находящимися над ними небольшими круглыми окнами второго
света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах
сохранились оригинальные рамы с ажурными переплетами. Над нижними, стрельчатыми
проемами расположены не совсем обычные сандрики- полочки, дополнение
треугольными фронтонами за колоннами портика, перехваченными декоративными валиками.
На закругленных углах, перебивая рустовку поставлены композиции из трех
стройных обелисков на постаментах.
Не менее выразителен и интерьер храма. Основным помещением является
эффектный круглый зал храма с полусферическим куполом. Неширокими арочными
проемами он связан с трапезной(проем перебит поздними хорами) и алтарем,
перекрытыми высокими зеркальными сводами. Узкие проходы в их углах ведут в
небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря
декорированы плоскими пилястрами с расположенной под верхними круглыми окнами
широкой ленты фриза с вертикальными желобками и сандриками на кронштейнах над
всеми проемами. Завершающий стены тонко профелированный карниз имеет в зале
раскреповки с сухариками; под раскреповками- кронштейны с лепными гирляндами, а
ниже- плоские ниши, роспись которых так инее была осуществлена. Купол и своды
расчленены на части тягами и украшены кессонами со звездочками на темно- синем
фоне. В четырех круглых клеймах- медальонах купола росписи гризалью, изображающие
христианские символы. Центр купола заполнен концентрическими кругами. Церковная
утварь и иконостас, в основном, поздние и относятся к ХIХ- началу ХХ веков.
Среди церковного убранства можно отметить обрамление иконы(на южной стене) с
пышной барочной резьбой второй половины ХVIII века.
Расположен Спасо-Преображенский храм на исконно казачьих землях станицы
Топальская (в настоящее время- село Великая Топаль), где менее ста лет назад
проживало 3 тысячи 750 казаков. На территории храма
ранее располагался некрополь, от которого уцелели два надгробия: князя Голицына
Павла Павловича (4.I.1828-10.IV.1882г.г.) и княжны Голицыной (урожд. графини
Симонич) Елены Ивановны (11.IV.1837-2.ХI.1860г.г.).
|