Суды, наказания и казни у Запорожских казаков
Как в выборе войсковой старшины и распределении земель, так
и в судах, наказаниях и казнях запорожские казаки руководствовались не писаными
законами, а «древнему обычаю, словесным правом и здравым смыслом».
Писаных законов от них следует ожидать прежде всего потому,
что община казаков имела слишком короткое прошлое, чтоб выработать те или иные
законы, систематизировать их и изложить на бумаге, а также потому, что все
историческое жизни запорожских казаков были полны почти бесконечными войнами,
которые не позволяли им слишком останавливаться на устройстве внутреннего строя
своей жизни; наконец, запорожские казаки вообще избегали писаных законов,
опасаясь, чтобы они не изменили их свобод.
Поэтому сами наказания и казни у запорожских казаков
касались всего уголовных и имущественных преступлений; это общее правило у всех
народов, стоявших и стоящих на первых ступенях общественного развития: человеку
нужно прежде защитить свою личность и имущество, а уже потом думать о других,
более сложные звенья общественной жизни. Именно поэтому у запорожских казаков
за такое преступление, как кража, который в устроенной государству наказывается
штрафом или лишением свободы, назначалась смертная казнь: «У них за единственно
путы или плеть вешают на дереве».
Обычай, вместо писаных законов, признавал в качестве
гарантии твердого порядка в Запорожье и российское правительство: так,
императрица Екатерина II, подавляя восстание гайдамаков, указом от 12 июля 1768
велела «поступать с ними по всей строгости запорожских обрядов».
Но при этом не следует утверждать, что запорожские судьи,
руководствуясь в своей практике исключительно обычаем, позволяли себе произвол
или волокиту: незначительная численность запорожского общества, его чисто народный
строй и полная доступность каждого члена казачьей общины к высшим начальникам,
делали суд в Запорожье простым, быстрым и справедливым в полном и точном смысле
этих слов. Обиженный и обидчик устно излагали перед судьями сущность своего
дела, выслушивали их устное решение и сразу прекращали свои распри и
недоразумения. к тому же перед судьями все были одинаково равны – и простой
казак и значительный товарищ.
Акты судебных казацких дел, дошедших до нас, обнаруживают,
что запорожцы признавали: право первой займу, право договора между товарищами,
право давности владений, – последнее, впрочем, допускалось лишь в мизерных
размерах, да и то в городах: оно касалось не пахотных земель и угодий, которые
были общей собственностью казаков, а небольших огородов и усадеб у домов;
признавали обычай наставление преступника бросить злые дела и вести себя
праведно, допускались следствия «по самой справедливости, зрелым взглядом» в
любое время, кроме постных дней первой седмицы; практиковалось предварительное
заключение преступников в военную тюрьму или пушкарню и суровый суд или пытки;
конце разрешалась порука всего войска и духовных лиц за преступников, особенно
если эти преступники предварительно проявляли себя с выгодной для всего войска
стороны или были ему почему нужны.
Те же акты и свидетельства современников дают несколько
примеров гражданского и уголовного судопроизводства у запорожских казаков. Из
преступлений гражданского судопроизводства важнейшими считались дела с
несправедливой денежной претензии, неуплаченного долга, взаимных ссор,
различных убытков и потравы, дела о превышении определенной в Сичи нормы
продажи товаров.
Из уголовных преступлений крупнейшим считалось убийство
казаком товарища, побои, причиненные козаком казаку в трезвом или пьяном виде,
воровство казаком у товарища и укрывательство им краденых вещей: «особенно
суровыми были за крупную кражу, за которую, при двух определенных свидетелях,
наказывают насмерть ». Связь с женщиной и содомский грех, учитывая обычай,
запрещавший сечевым казакам бракосочетания; обида женщины, когда казак
«обесславит женщину, как не принадлежит», ибо такое преступление «в поругания
всего Войска Запорожского служит»; дерзость относительно начальства, особенно
по чиновных людей русского правительства; насилие в самом Запорожье или в
христианских селениях, когда козак отнимал у товарища лошадь, скот и имущество;
дезертирство, то есть самовольное отлучение казака под разными предлогами в
степь во время похода против неприятеля; гайдамацтво, т.е. кража лошадей, скота
и имущества в мирных жителей украинских, польских и татарских областей или у
купцов и путешественников, проезжавших запорожскими степями; приведение в Сечь
женщины, не исключая матери, сестры или дочери; пьянство во время похода на
неприятеля. Последнее всегда считалось у казаков уголовным преступлением и
влекло за собой суровое наказание.
Суровые законы, как отметил Всеволод Каховский, объясняются
в Запорожье тремя причинами: во-первых, тем, что туда приходили люди
сомнительной нравственности, во-вторых, тем, что войско жило без женщин и не
испытывало их смягчающее влияние на нравы, в-третьих, тем, что казаки вели
постоянную войну и потому для поддержания порядка в армии нуждались особенно
строгих законов.
Судьями у запорожских казаков была вся войсковая старшина,
т.е. кошевой атаман, судья, писарь, военный есаул, довбыш, Паланковое полковник
и иногда весь Кош. Кошевой атаман считался высшим судьей, поскольку имел
верховную власть над всем войском; решение суда Коша время сообщалось особым
документом, в котором писалось: «По приказу господина кошевого атамана
такого-то, военный писарь такой-то».
Военный судья лишь рассматривал дела, давал советы сторонам,
но не утверждал своих определений; войсковой писарь время преподавал приговор
старшины на совете; время извещал осужденных, особенно если дело касалось лиц,
живших не в самой Сечи, а в паланках; военный есаул выполнял роль следователя,
исполнителя приговоров, по-лицийного чиновника; он рассматривал на месте
жалобы, следил за исполнением приговоров атамана и всего Коша, оружием
преследовал разбойников, воров и грабителей; военный довбыш был помощником
есаула и приставом при экзекуциях; он прилюдно зачитывал приговоры старшины и
всего войска на месте казни или на военном совете; курении атаманы, которые
зачастую выполняли среди казаков роль судьи, в собственных шалашах имели такую силу,
что могли рассматривать споры сторон и телесно наказывать за какие проступки;
наконец, Паланковое полковник со своими помощниками – писарем и есаулом,
который жил далеко от Сечи, ведавший пограничными разъездами и руководил
казаками, жившими в степи в отдельных хуторах и слободах, во многих случаях,
при отсутствии сечевой старшины, выполнял также и роль судьи в своих владениях.
Наказания и казни у запорожских казаков назначались разные,
в зависимости от характера преступлений. С наказаний применялись: привязывание
к пушке на площади за пренебрежение начальства и особенно за денежный долг:
если казак задолжает казаку и не захочет или не сможет оплатить ему долг,
виновного приковывают цепями к пушке и оставляют до тех пор, пока либо он сам
не заплатит своего долга, или кто другой не поручится за него; подобный способ
наказания, но только за воровство, существовал у татар, и можно предполагать,
что казаки заимствовали его у мусульманских соседей; порка плетью под виселицей
за воровство и гайдамацтво: «будучи сами большими ворами с точки зрения
постороннего, они жестоко наказывают тех, кто и малейшую вещь украдет у своего
товарища »; повреждение членов« изломлением одной ноги на сходку »за ранение
ножом в пьяном виде;« за большой вины переламливалы руку и ногу »; разграбление
имущества за самовольное превышение таксы – установленной в Сичи нормы продажи
товаров, продовольствия и напитков; ссылку в Сибирь, которое, наконец, стало
применяться лишь в последнее время исторического существования запорожских
казаков, по императрицы Екатерины II; переводы столетних дедов указывают также
на наказание розгами, но документов об этом нет, поэтому следует считать, что
такое наказание допускалось лишь как единичное явление, мало соотносительно с
честью запорожского «рыцаря»; наконец, при взаимной ссоре, по преданию,
допускалась и дуэль.
Казни, как и
наказания, у запорожских казаков назначались разные, в зависимости от
преступления, совершенного тем или иным лицом.
Самой страшной казнью было закапывание преступника живым в
землю: так поступали с тем, кто убивал своего товарища – убийцу клали живым в
гроб вместе с убитым и обоих закапывали в землю. Наконец, если убийца был
храбрым воином и добрым казаком, его освобождали от этой страшной казни,
заменяя ее штрафом.
Но самой популярной казнью у запорожских казаков было
забивание палками возле позорного столба: до этого осуждали лиц, совершивших
кражу или спрятали украденные вещи, позволяли себе прелюбодеяние, содомский
грех, побои, насилие, дезертирство. Позорный столб стоял на сечевой площади у
колокольни, у него всегда лежала связка сухих дубовых палок с головками на
концах, называемых киями и похожих на палки, которые привязывают к цепа. Кии
заменяли запорожцам великорусские плети. Если один казак украдет у другого
какую-то мелочь, то ли в самой Сечи, или вне ее, а затем его разоблачат, то его
приводили на площадь, приковывали к позорному столбу и держали обычно в течение
трех дней, а иногда и больше, пока он не уплатит денег за украденную вещь. В
течение этого времени мимо преступника проходят товарищи, причем одни молча
смотрят на привязанного; другие, напившись, ругают и бьют его; третьи
предлагают ему денег: четвертые, прихватив с собой водки и калачей, поят и
кормят его, и хотя преступнику не хотелось ни есть, ни пить, он все же должен
это делать.
«Пей. сукины сыну, вору! Как не будешь пить, то будем тебя,
сукины сына, бить! »- Кричали казаки. Но когда преступник выпьет, то казаки,
прицепились к нему, говорят: «Теперь же, брат, дай-ка мы тебя немного
попобьемо». Напрасно тогда преступник будет молить о пощаде; на все его просьбы
казаки упорно отвечают: «За то мы тебя, сукины сыну, и водкой поили, что нам
тебя надо попобиты». После этого они наносили несколько ударов привязанному к
столбу и уходили, за ними появлялись другие. В таком положении преступник
оставался сутки, а то и пять подряд, на усмотрение судей. Но обычно бывало так,
что уже за одни сутки преступника убивали насмерть, после чего его имущество
отбирали на войско; случалось, впрочем, что некоторые из преступников не только
оставались жить, но и получали от своих пьяных товарищей деньги. Иногда
наказанием палками заменяли смертную казнь: в таком случае у наказанного
отбирали скот и движимое имущество, причем одну часть скота отдавали на войско,
другую – старшина паланки, третью часть и все движимое имущество виновного –
его жене и детям, если он был женатым.
Кроме позорному столбу у запорожских казаков использовали
виселицу и железный крюк: в них осуждали за «большую» или неоднократную кражу.
Виселице ставили в
разных местах запорожских вольностей над большими дорогами или дорогами, они
имели вид двух столбов с перекладиной наверху и с веревочным силком или петлей
на перекладине. Чтобы выполнить казнь, преступника сажали верхом на лошадь,
подводили под виселицу, набрасывали на его шею петлю, быстро отгоняли коня, и
преступник оставался висеть в петле. Передают, что от виселицы, по казацкому
обычаю, можно было спастись, когда некая девушка проявляла желание выйти за
преступника замуж; если этот перевод правильный, то этот обычай допускался,
очевидно, учитывая постоянное стремление запорожцев всячески увеличить свою
численность за существующего парней сечевиков , но по привычной семейной жизни
в паланок казаков. В этом отношении очевидцы приводят такой случай. Однажды
вели какого-то преступника на казнь; навстречу ему вышла девушка под белым
покрывалом и изъявила желание выйти за него замуж. Преступник, приблизившись к
девушке, стал просить ее снять с лица покривку. Девушка сняла. Тогда
преступник, увидев перед собой чудовище, изрытым оспой, публично заявил: «Как
иметь такую Дзюбу
вести к браку, лучше на виселице дать дуба!”
Железный крюк – и сама виселица, но с заменой петли веревкой
с острым железным крюком на конце. Преступника, осужденного на крюк, подводили
к виселице, застромлялы под ребра острый крюк и оставляли его так висеть до тех
пор, пока его тело не разлагалось и не рассыпались кости, для устрашения ворам
и преступникам; снять труп с виселицы не разрешалось никому под угрозой
смертной казни. Железным крюком пользовались поляки и, конечно, от них его
переняли и запорожские казаки.
Острая свая или острый кол – это высокий деревянный столб с
железной спицы наверху; для того, чтобы посадить на острую курю преступника,
несколько человек поднимали его по круглой лестнице и сажали на кол, острый
конец круга протыкал все внутренности человека и выходил среди позвонков на
спине. Наконец, запорожцы редко применяли такую казнь, и о ее бытовании рассказывают
лишь предания древних дедов; зато поляки очень часто практиковали эту казнь для
устрашения козаков: запорожцы называли смерть на острой сваи «столбовой»
смертью. «Так умер покойный отец, так и я умру потомственно столбовой смертью».
Народные предания рассказывают, что когда поляки подносили
на кол запорожцев, то они, сидя на них, издевались над ляхами, прося у них
потянуть трубку и потом, покурив, осматривали своих злейших врагов мутными
глазами, плевали им «в лицо-глаза», проклинали католическую веру и спокойно
умирали «столбовой смертью». Острая свая практиковалась у поляков и татар, от
которых, видимо, и была заимствована запорожцами. Для выполнения всех
перечисленных казней у запорожских казаков вообще не существовало ката; когда
была потребность казнить какого преступника, то его приказывали казнить
преступнику, если же в то время был только один преступник, то его оставляли в
тюрьме до тех пор, пока не ‘появлялся второй; тогда новый преступник казнил
старшего.
С рукописей Очевидца судебных порядков у запорожских
казаков, рассказывает о них так: «Права запорожские, по которым они судили и
решали спорные дела, были такими. Когда, скажем, случится, что двое казаков
между собой засперечаються или подерутся, или друг другу по-соседски сделает
вред, то есть своим скотом выпаса хлеб или сено или причинит какой-то другой
несправедливости, и не могут помириться между собой, тогда оба, купив на базаре
по кружке вина, идут судиться в паланку, к которой принадлежат, и, положив
калачи на сырно (стол), становятся возле порога, низко кланяются судьям и
говорят: «кланяемся, господа, хлебом и солью». Судьи начинают спрашивать:
«Какое ваше дело, господа молодцы?»
Тогда обиженный говорит первым: «Вот, господа, какое наше
дело: этот (показывает на своего товарища) обидел, вот столько-то вред мне
своим скотом сделал и не хочет мне заплатить и пополнить, следующего за потравы
сена и за забой хлеба ». Судьи обращаются к обидчику: «Ну, братец, говори, правда
ли то, что товарищ тебя говорит?» На что обидчик отвечает: «Да что ж? То все
правда, что я вред сделал моему соседу и не отрекаюсь, но не могу его
вдовольствуваты затем, что он лишнее от меня требуе и вреда не имеет столько ».
Выслушав их, паланка посылает от себя казаков для засвидетельствования ущерба.
После их возвращения, если жалоба оказывалась подходящей, судьи говорили
обидчику: «Ну, что ж ты, братец, согласен заплатить ущерб своему соседу или
нет?” Обидчик тогда снова кланяется судьям и отрицает: «Да что же, господа,
лишнее он с меня требуе, я не согласен платить, в воле ваши и ». Судья долго
уговаривает обе стороны помириться и, если они согласны, то паланка сама решает
их дело и отпускает по домам. Если же обидчик крутится и не примирюеться в паланке,
то их отсылают в Сечь. Когда же позовникы приедут в Кош, то спрашивают друг
друга: «А в чей же шалаш впереди пойдем?” Обиженный обычно отвечает: «Пойдем,
брат, к нашему шалашу». «Ну, хорошо, пойдем и к вашему куреня», – отвечает
позваный. Войдя в шалаш, оба подходят к атаману и говорят ему: «Здравствуй,
отец!». «Здравствуйте, господа молодцы! – Отвечает атаман, – садитесь ». «Да
нет, отец, никогда садиться, мы дело к тебе имеем». «Ну, говорите, какое ваше
дело?» – Спрашивает атаман, и тогда обиженный рассказывает всю приключение и
свою обиду, и то, как они судились в паланке. Атаман, выслушав его, спрашивает
обидчика, которого он куреня, и узнав, закричит ребятам: «Подо только такого-то
шалаша атамана попросите ко мне». Когда этот атаман появится и сядет, то первый
его спрашивает: «Это ли вашего куреня казак?»
Второй атаман, спросив казака, получает ответ: «Да, отец,
наш курень». После чего дело вновь рассказывается, и атаманы говорят друг
другу: «Ну что, брат, будем делать с сими казаками?», А второй атаман
обращается к ним: «Да вас уже, братья, и паланка судила?» «Судили, отец» , –
отвечают они и кланяются. Атаманы уговаривают позовникив. «Помиритесь,
удовлетворит тут же друг друга, и не мордует начальства». Когда обидчик
отвечает: «Да что же, родители, когда он требуе лишнее», то атаманы, видя его
упорство, говорят своим казакам: «Ну, теперь же, братики, востоке все четверо к
судье, что скажет судья». «Хорошо, – отвечают казаки, – подождите же, родители,
мы пойдем на базар и купим калачей». Таким образом, все четверо отправляются в
судьи. Сначала входят атаманы и, поклонившись, говорят: «Здравствуйте, ваша
милость». Судья отвечает: «Здоровые и вы, господа атаманы. Прошу садиться ».
Затем появляются позовникы, кланяются судьи, кладут калачи на сырно и говорят:
«кланяемся вам, сударь, хлебом и солью». «Спасибо, господа-молодцы, за хлеб и
за соль», – отвечает судья и, обращаясь к атаманов, спрашивает: «Что это у вас
за казаки? Какое дело имеют? »Один из атаманов рассказывает подробно все дело,
решение паланки и их собственное.
Тогда судья обращается к обидчику: «Да как же ты, братец,
решился с этим казаком, когда вас судили и паланка, и атаманы, и я приговариваю
обиженного удовлетворить, а ты не хочешь этого сделать из упрямства, хотя со
всех сторон виноват ».
Но бывает, что позваный не соглашается, держится на самом
упрямства и повторяет то, что и раньше: «Да что же, сударь, когда он лишнее
требует». «Так ты не согласен, братец?» «Нет, сударь». «Ну, теперь же вы,
господа атаманы, идите с ними в кошового, там уже будет им последний суд,
решения; идите с богом, господа атаманы, а вы, братцы, забирайте с собой и свой
хлеб с творожная». «Да нет, сударь, мы себе купим на базаре». «Забирайте,
забирайте, – гневно повторяет судья, – и не держите атаманов, потому что им не
одно дело ваше». Наконец, взяв свои хлебы, казаки с атаманами уходят в шалаш
кошевого, все кланяются, приговаривая: «Здорово, вельможный пан».
Казаки, положив калачи, добавляют: «кланяемся, вельможный
пан, хлебом и солью» и, остановившись у двери, еще раз низко кланяются. На что
кошевой отвечает: «Здорово, господа атаманы. Спасибо, молодцы, за хлеб, за
соль, а что это, господа атаманы, у вас за казаки? "Атаманы снова подробно
рассказывают все дело. Кошевой, немного помолчав, обращается к обидчику и
говорит ему: «Ну, как же ты, братец, думаешь решиться с сим казаком? Вас решила
паланка, вас решили атаманы, вас решил и судья военный, и теперь дело дошло и
до меня. И я, розслухавшися, признаю, что паланка решила ваше дело хорошо,
которое и я утверждаю и признаю тебя во всем виновным. Так что же ты мне
скажешь? Согласен ли ты обиженного удовлетворить? »« Нет, вельможный пан,
требуе лишнее ».
Кошевой повторяет громко и с гневом: «Так ты, братец, не
согласен?» «Да, знатный господин, не согласен, в воле вашей». «Ну, хорошо», –
встав и исходя из шалаша говорит кошевой; атаманы и казаки так же выходят и,
кланяясь, говорят ему: «Прощай, вельможный пан». «Прощайте, паны-молодцы,
прощайте да и нас не забывайте», – говорит кошевой и, выйдя из шалаша, созывает
свою челядь: «Сторожа, киев». Слуги бегут и несут охапками кии. Тогда
вельможный говорит: «Ну, ложись, братец. Вот мы тебя проучим, как правду делать
и господ уважать ». «Помилуй, вельможный пан!» – Орет тогда казак не своим
голосом. «Нет, братец, не нужно помилование, если ты такой упрямый. Казаки, на
руках и на ногах станьте. Сторожа, берите кии и бейте его хорошо, чтобы знал,
почем фунт лиха ».
Когда кии начнут между собой говорить, по ту и по другую
сторону, винный казак молчит и слушает, что скажут. И когда виновного уже
хорошо угостят, то есть дадут 50 или 100 киев, тогда кошевой говорит: «Хватит».
Сторожа, подняв свои кии на плечи, стоит, как солдаты с ружьями на страже, но
казаки еще придерживают виновного, ожидая окончательного решения. Кошевой вновь
обращается к виновному: «Послушай, братец, как тебя паланка решила и сколько
обиженный требует, заплати ему непременно, и сейчас заплати, на моих глазах».
Тогда виновный отвечает: «Слышу, вельможный пан, слышу и готов все исполнить,
что прикажешь».
Кошевой продолжает: «А что это тебя выбили, то переноси
здорово, чтобы ты не слишком мудрил и не упирался. А может тебе еще добавить
киев? »Но виновный с жалобным криком просит:« Будет с меня и этого, никогда не
буду противиться, буду чтить господа ». Тогда наконец кошевой угомонится и
скажет казакам на страже: «Ну, хватит, вставайте и казака на волю пускайте, а
кии подальше прячьте».
|