Четверг
24.01.2019
13:35
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Полезные сайты
  • Стародубский казачий полк
  • Казачий круг
  • Официальный интернет форум ВКО "ВВД"
  • Статистика сайта

    Топальская сотня

    Главная » 2014 » Декабрь » 28 » Учебники реабилитируют казаков
    16:51
    Учебники реабилитируют казаков

    На конференции в Храме Христа Спасителя казаки обсуждали, как обновить школьный курс истории.

    Идеологическому штампу «казаки – это беглые крестьяне и нагаечники» будет положен конец. 19 декабря в Храме Христа Спасителя прошла научно-практическая конференция «Казаки на защите России и православия», участники которой предложили вписать в единый федеральный учебник истории свои версии происхождения казаков и четче обозначить их роль в созидании  государства. Обсуждались и вопросы современного бытия казаков: запрет на политическую деятельность для обязавшихся нести государственную службу и участие в охране школ и детских садов.

    Помощники государства

    Роль казаков в истории и современной России обсуждалась на ежегодной научно-практической конференции в Храме Христа Спасителя, которая прошла 19 декабря. В ней, помимо казаков и священнослужителей, участвовали доктора и кандидаты наук, представители законодательных органов из регионов традиционного проживания казаков.

    Организовал это мероприятие столичный департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Его руководитель Юрий Артюх, приветствуя участников, заявил, что конференция должна стать «отправной точкой для процесса, которого давно ждет не только казачество, но и все общество».

    Он имел в виду процесс переосмысления российской истории с учетом значения казачества, которое игнорировалось в советский период. Соответствующие главы хотят добавить в единый федеральный учебник истории, разрабатываемый министерством образования по распоряжению президента Владимира Путина.

    Особая забота чиновников о казаках объясняется тем, что их снова, как и 100 лет назад, стали считать оплотом российской государственности. Как сказал на конференции заммэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, казаки – это «помощники государства».

    Школы защитят шашками

    Казакам государство делегировало часть функций по охране общественного порядка. Им разрешили создавать частные охранные предприятия и дружины. Об этом на конференции заявил ответственный секретарь Совета при президенте по делам казачества Николай Константинов, отметив, что теперь казаки смогут «охранять школы, государственные учреждения на совершенно законной основе».

    В некоторых регионах, как уточнил журналистам депутат Госдумы Виктор Водолацкий, эта практика существует уже лет 10 благодаря местному законодательству.

     «Во всех остальных городах на просьбу казачьих отрядов участвовать в охране правопорядка всегда был отказ, поскольку региональных законов не было, по разным причинам они не принимались», – пояснил депутат. Теперь действуют федеральные законы, в соответствии с которыми казачьи дружины по всей территории страны «будут нести охрану прежде всего областных, муниципальных объектов, школ, государственных учреждений».

    Политическая дискриминация

    Зашла речь на конференции и о законе, который казакам навредил. Тем, кто дал обязательство нести государственную службу (а это практически все реестровые казаки), осенью запретили членство в политических партиях.

    Но это означает, как подчеркнул в своем выступлении на секции «История казаков» атаман Горячеводской казачьей общины Валерий Поматов, что они теперь не смогут занимать и выборные должности. Несколько человек, по его словам, уже получили соответствующие предписания прокуратуры. Получилось, что эта поправка в закон о госслужбе казаков стимулирует людей выходить из казачьего реестра.

    Николай Константинов на это ответил, что прокуратура превышает свои полномочия и неправильным образом интерпретирует закон, а казакам надо опротестовывать такие действия. Он пообещал, что Совет при президенте по делам казачества напишет в прокуратуру обращение, но после того, как терцы подробно изложат все факты прокурорского давления.

    Казаки в лаптях

    Но главной темой конференции было обсуждение того, как преподносится казачество в школьных учебниках истории. С тем, что ракурс освещения этой темы надо менять, согласны все. Правда, как это сделать, разные группы казаков видят по-своему.

    Атаман этнического казачьего объединения «Казарла» Андрей Доронин считает, что учебникам не хватает версий происхождения казаков, точности в передаче культурных особенностей.

    «В основном в советское время был штамп, что это беглые холопы, крестьяне. Казаки не пытаются говорить, что они древний народ, но как общность они сформировались до момента, когда массово бежали на Дон», – отметил он в комментарии корреспонденту «Кавказской политики».

    Казаки, как и великороссы, образовались из смешения славянских племен, считает он: это смесь разных этнических групп, образовавшая народ, родственный русским и украинцам. 

    При освещении казачьей культуры в школьных учебниках, по словам Доронина, авторы доходят до смешного. «Написано про восстание Степана Разина, а на рисунке – крестьяне. Мы знаем, что у казаков была совсем другая одежда, не ходили они в лаптях, другой внешний вид у них был, а школьник, у которого формируется мировоззрение, воспринимает эту картинку», – рассказал наш собеседник. Потом эти же дети с искаженным представлением о казаках надевают русские рубахи и называют себя казачьим фольклорным коллективом.

    «И хотелось бы, чтобы больше внимания уделили значению казаков в плане создания российского государства, – добавил Андрей Доронин. - Не складывается из официального учебника истории понимание значимости казаков».

    Не переписать, а показать

    При этом, по словам атамана ЭКО «Казарла», казаки не ставят своей целью задачу переписать историю под себя. «Мы хотим рассказать о себе, чтобы было правильное понимание, кто такие казаки, почему они такие. Чем больше мы обладаем информацией о других народах, тем  лучше понимаем, как с ними общаться, чтобы не было лишних конфликтов. Все в рамках воспитания толерантности», – пояснил он. 

    Ведущий секции «История казаков», главный редактор журнала «Казарла» Николай Еремичев тоже подчеркнул, что казаки требуют не переписать историю, а представить ее в истинном виде.

    «В наследство от советского прошлого нам досталось множество идеологических штампов, растиражированных в сознании целых поколений! Во многом это касается и нас, казаков, – заявил он на конференции. – Мы – первые, кто массово подвергся планомерным репрессиям в советское время! Наши административно-территориальные единицы были ликвидированы, сотни тысяч наших родичей были уничтожены или сосланы. Доброе и славное имя наших предков многие десятилетия ассоциировалось с понятием врага. Мы не просим сейчас переписывать историю! Мы требуем, чтобы эту историю показали стране, за которую сражались и умирали десятки поколений казаков».

    В едином федеральном учебнике истории, по его словам, надо более полно описать роль казаков в освоении Сибири, рассказать о личности Ермака Тимофеевича, родившегося в станице Качалинской на Дону. Поведать о смутном времени и штурме донскими казаками Кремля в поддержку ополчения Минина и Пожарского. Написать об участии  казаков в Отечественной войне 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Дать реальную картину «драматических событий в истории взаимоотношений казаков и Москвы». Объяснить причины восстания донцов под руководством Кондратия Булавина, походов Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Напомнить о массовом отказе казаков от выполнения полицейских функций в 1905-1907 годах.

    Должен быть лучше отражен, на взгляд Николая Еремичева, и период гражданской войны, «когда казачьи области первыми совершили практические шаги по созданию Российской Федерации». «Казачьи республики объявили независимость и вышли из состава Советской России, чтобы потом войти полноправными субъектами в состав демократической Российской Федерации. Но стали врагами и белогвардейцам, и большевикам», – напомнил докладчик.

    Необходимо, по его словам, также правильно использовать терминологию. «Наиболее простой пример – это слово "войско". Само по себе оно воспринимается современным русским ухом как устарелое название, синонимичное современному понятию "армия". В отношении казаков это в корне не верно. Казачье Войско – это скорее республика со своей территорией, населением, правом, экономикой, избираемым административным аппаратом, армией и прочими атрибутами. Например, в 1918-1920 годах существовала республика Всевеликое войско Донское, которая имела собственную многочисленную донскую армию, состоявшую из нескольких родов войск. Смешивать термины "армия" и "казачье Войско" в корне неверно», – пояснил он.

    Что касается происхождения, то оставлять одну теорию о том, что казаки – это беглые холопы, по мнению главного редактора «Казарлы», нельзя. «Казаки вышли на историческую арену за века до появления крепостного права на землях современных России и Поднепровья, – отметил Еремичев. – Тот же Ермак родился в Качалином городке на Дону еще в те годы, когда существовали Казанское и Астраханское ханства».

    Чтобы более правильно отразить историю казаков в едином федеральном учебнике, участники конференции предложили создать постоянно действующую сессию, которая будет собирать экспертов для выработки конкретных параграфов учебника. 

    http://newsland.com/news/detail/id/1476214/

    Просмотров: 255 | Добавил: Hort | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]